Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Хороша ты, столица!

В отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки открылась выставка «Хороша ты, столица!», приуроченная к Дню города. На выставке представлен широкий круг нотных изданий конца XIX — начала XXI веков, показывающих отношение москвичей к своему родному городу, передающих праздничное настроение «веселящейся Москвы».


Балабанов, Алексей. Веселая Москва : кадриль из любимых современных мотивов : для фортепиано. Москва, [после 1872].
Шифр W 2971546.


Пригожий, Яков Федорович. Москва гуляет : современные куплеты : для голоса с сопровождением фортепиано / слова В. Ташкентского. Москва, 1886.
Шифр М 185/1100.

Впервые об этом празднике заговорили в конце 1840-х годов, когда встал вопрос о дате образования Москвы. Известно, что группа патриотов-москвичей под руководством издателя известного в то время журнала «Московитянин» Михаила Погодина инициировала празднование 700-летия города. Специальной программы празднования не было, хотя предполагалось подготовить к печати научные труды по истории Москвы, по описанию монастырей и т. д.

В исторических хрониках сохранилось описание праздника: во всех церквях Москвы прошли благодарственные молебны, по улицам тянулись многочисленные экипажи, город сиял огнями: подножие памятника Минина и Пожарского, Московский университет, торговые лавки были опоясаны «огненной лентой», и т. д. Поэт и публицист Михаил Дмитриев писал Михаилу Погодину: «… торжество народное: и быки жареные на площадях, и фонтаны, а вечером бал в Благородном собрании для дворянства и купечества и иллюминация… Да мало ли что можно бы придумать, а Москва этого стоит!»

Снова к вопросу празднования Дня города вернулись сто лет спустя, в 1947 году. Время было сложное, город еще не оправился от войны, многие здания требовали серьезного ремонта, но уже планировались художественно-оформительские работы, салют, московские предприятия брали на себя повышенные обязательства. Тогда праздник не стал традицией. Лишь после 1997 года, когда был отмечен очередной юбилей — 850 лет Москвы, День города стал ежегодным праздником, проходящим в первые выходные сентября.


Стрекалов, Д.Н. Москва 1812-1912 : марш для фортепиано с надписанным текстом. Саратов, [1912] - 3 с
Шифр МЗ 186/1421.


Гердаль, Софус. Всероссийская выставка 1882 г. : марш : для фортепиано. Москва, [18].
Шифр W 297/2072

Москва всегда любила повеселиться. Москвичи посещали театры, балы, концерты, бега, рестораны, парки, сады, где музыка играла главенствующую роль. Музыка звучала везде: в Большом театре блистали Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, выступали популярный русский хор Анны Ивановой, венгерские хоры и, конечно же, цыгане. Это о них так замечательно написал Антон Чехов в письме издателю Алексею Суворину: «Хорошо поют эти дикие бестии. Их пение похоже на крушение поезда с высокой насыпи во время сильной метели: много вихря, визга и стука…».

Интересны музыкальные произведения, посвящённые важным событиям, происходящим в Москве. Так, в 1882 году на Ходынском поле проходила XV Всероссийская промышленно-художественная выставка. Популярный композитор и аранжировщик цыганских мелодий Софус Гердаль пишет марш для фортепиано и называет его «Всероссийская выставка 1882 г.». В оформлении титульного листа марша использованы изображения павильонов выставки.


Лепин, Анатолий Яковлевич. Отдыхает родная столица : песня из комедии «Мы с вами где-то встречались» : для солиста и хора с фортепиано / слова Е. Долматовского. Ленинград, 1954.
Шифр Д 127/289, 290


Герчик, Вера Петровна. Москва : баллада : для среднего голоса с сопровождением фортепиано. Москва, 1947.
Шифр Д 87/609, Д 91/66

Немало маршей писалось в честь Москвы ныне забытыми и малоизвестными композиторами. Например, композитор Д. Н. Стрекалов свой марш для хора «Москва» посвятил Московской Городской Думе. Текст над музыкальными строчками проникнут любовью к городу: «Глаз не схватит улиц длинных. Это матушка Москва!» Интересна и кадриль «Веселая Москва» Алексея Балабанова, составленная из любимых сочинений того времени. Титульный лист кадрили был выполнен художником-иллюстратором Константином Чичаговым, сыном Николая Чичагова, известного российского архитектора, строителя Храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца, основателя московской династии архитекторов и художников Чичаговых.

Нелья не отметить популярную песенку «Веселая Москва» («У нас здесь, господа, так весело всегда») и куплеты «Москва гуляет» Якова Пригожего, с 1875 года жившего в Москве. Яков Пригожий был гениальным музыкантом и импресарио, стоявшим у истоков жанра «русского цыганского романса». Он руководил русским и цыганскими хорами, был, говоря современным языком, арт-директором знаменитого ресторана «Яр». Его романсы, вальсы, песни звучали во многих московских ресторанах и на концертных площадках. Куплеты посвящались Леониду Градову-Соколову , драматическому актеру, исполнителю комических куплетов.


Компанеец, Зиновий Львович. Хороша ты, столица : ариозо для высокого голоса с сопровождением фортепиано / слова А. Машистова. Москва, 1949.
Шифр Д 103/76-78


Компанеец, Зиновий Львович. Столица наша славная Песня для высокого голоса, смешанного хора и фортепиано / слова М. Исаковского. Москва, 1952.
Шифр Д 113/1152-1154

«Московская тема» привлекала многих композиторов и поэтов ХХ и XXI века. Невозможно перечислить все песни или марши-вальсы , посвященные столице. Но есть знаковые песни, по праву занимающие место самых популярных и любимых. Конечно, это «Москва майская» («Утро красит нежным светом»), сочиненная композиторами братьями Дмитрием и Даниилом Покрассами и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом в 1937 году. И «Моя Москва» («Дорогая моя столица, золотая моя Москва») — её авторы Исаак Дунаевский и Марк Лисянский. Песня в исполнении Никиты Михалкова «Я шагаю по Москве» из одноименного фильма облетела всю страну и принесла композитору Андрею Петрову и поэту Геннадию Шпаликову всемирную известность.

Известная песня «Московские окна» сразу стала популярной. Её создавали выдающиеся мастера: композитор Тихон Хренников и поэт Михаил Матусовский. Интересна история этой песни. В конце 1950-х годов кинорежиссер Григорий Александров обратился к Тихону Хренникову с просьбой написать песню для актрисы Любови Орловой к будущему фильму «Русский сувенир». К сожалению, песня никогда не прозвучала в исполнении актрисы: Тихон Хренников отправился в длительную командировку, и песня не вошла в снимаемый фильм. Некоторое время песня оставалась «бесхозной», пока к композитору не обратился Леонид Утесов с просьбой написать песню о Москве. Впервые она прозвучала в исполнении Леонида Утёсова в Московском театре эстрады.


Зори московские : песенник : для пения (соло, хор) без сопровождения. Москва, 1962.
Шифр Д 171/511-513


Хренников, Тихон Николаевич. Московские окна : для голоса без сопровождения / слова М. Матусовского // Зори московские. Москва, 1962. С. 87.
Шифр Д 171/511-513

Главным открытием 1964 года стал твист «Лучший город Земли» («Ты никогда не бывал в нашем городе светлом…») Арно Бабаджаняна и поэта Леонида Дербенева в исполнении Муслима Магомаева. Танец твист тогда был необычайно моден во всем мире. Бабаджанян и Магомаев дерзнули, хотя услышали много критики в свой адрес. На какое-то время песню даже велели убрать из радиоэфира, но это не помешало ей стать суперпопулярной.

Песни о Москве — это всегда гимн любимому городу, его улицам, бульварам, площадям, его жителям и гостям. Каждое представленное на выставке издание — страничка жизни столицы.

В фонде отдела нотных изданий можно познакомиться и с другими сочинениями, посвященными Москве, а также послушать в исполнении известных певцов любимые песни: «Зори московские» (музыка А. Островского, слова М. Лисянского), «Покажите мне Москву» (музыка и слова А. Розенбаумана), «Песенка об Арбате» (музыка и слова Б. Окуджавы), «Это Москва» (музыка Д. Тухманова, слова Л. Дербенева и И. Шаферана), «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого , слова М. Матусовского) и многие другие.

Куратор выставки — главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Людмила Александровна Лейченко.

Выставка продлится до 30 сентября. Вход по читательским билетам.


Васильев-Буглай, Дмитрий Степанович. Москва : хоровая сюита : для смешанного хора без сопровождения. – Москва ; Ленинград, 1947. – Посвящается 800-летию Москвы.
Шифр Д 87/1027-1029


Соловьев-Седой, Василий Павлович. Подмосковные вечера : для голоса без сопровождения / слова М. Матусовского // Зори московские. Москва, 1962. С. 89.
Шифр Д 171/511-513



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться